Фехтование и мечи

Написать нам Карта сайта

А знаете ли вы...
Булат и дамаск
Существует множество легенд о сталях, из которых сделаны клинки древних мечей. Однако как же обстоят дела на самом деле? Оказывается, все очень просто. Булат - вовсе не таинственная суперсталь, а литой металлический композит. При застывании расплава в стальной матрице образуются пронизывающие ее твердые углеродистые волокна. Это придает булатному клинку высокую вязкость, упругость и прочность, и одновременно - твердость и высокую режущую способность лезвия.
Дамаск - тоже композит, только не литой, а полученный методом так называемой кузнечной сварки - то есть многократным переплетением и перековыванием полосок различных по своему составу сталей. В итоге получается клинок с таким же, как у булата, сочетанием противоречивых свойств. Сочетание этих противоречащих друг другу качеств ставило в тупик кузнецов прошлого, привыкших, что сталь бывает либо твердой, но хрупкой, либо вязкой и прочной, но мягкой и не пригодной для заточки. Характерный внешний признак дамаска и булата - волнистый узор на поверхности. Характер узора дает знатоку информацию о качествах клинка и является его неотъемлемой эстетической составляющей.

 

 

Главная | Оружие| Единоборства | Глоссарий | Контакты

Фехтование и мечи

   

Японское клинковое оружие

Каждый меч имел свое назначение и мечи могли быть использованы как в паре, так и отдельно друг от друга. Из-за исключительного искусства с каким самураи владели мечом, вскоре он стал наиболее уважаемым и вызывающим страх оружием. В эту эпоху появились пословицы в стиле «нет ничего между небом и землей такого, что могло бы испугать носящего на боку меч», «судьба человека в руках небес, но искусный боец не подпустит смерть к себе» и т. д.

Одной из важнейших характеристик меча было качество и толщина лезвия. Именно поэтому искусство ковки клинка передавалось из поколения в поколение, а кузнецы часто занимали высокое общественное положение - среди них были самураи и придворные. Работа по изготовлению клинка была связана с выполнением сложных культовых обычаев и способ их изготовления сохранился неизменным во все время существования. Работа начиналась с получения стали из железистого песка, которая, соединяясь с мягким - сварочным железом в огне древесного угля, проковывалась и охлаждалась. Затем раскованный в полосу сплав мастер сгибал вдвое, опять проковывал в горячем состоянии, снова складывал и вновь проковывал, и так много раз. В конечном итоге число тончайших слоев доходило до нескольких десятков.

После этого полосы металла зарывались в землю, на 8-10 лет, что бы в процессе коррозии прежде всего разъедались и выпада ли в виде ржавчины частички металла, содержащие вредные примеси. Затем несколько таких полос сваривались и многократно проковывались - в итоге, получавшаяся стальная полоса обладала очень высоким процентным содержанием углерода, что придавало клинку эластичность и твердость. В наше время выяснилось, что руда клинков содержала окись молибдена, благодаря чему клинки обладали столь высокими качествами. После того, как клинок был откован, он подвергался закалке. Сначала мастер полностью покрывал клинок смесью из глины, речного песка и угольной пыли, а затем тонкой бамбуковой палочкой снимал часть этого покрытия с лезвия. Образующаяся при этом граница между чистым 'лезвием и частью клинка, остающейся покрытой, могла быть очень сложной формы.

Держа клинок клещами, мастер раскалял его до определенной температуры, которую определял по цвету накала, причем, в основном, такая работа проводилась в темноте, чтобы можно было лучше разглядеть этот цвет. После этого клинок опускался в воду, температура которой определялась также опытом кузнеца. Имела значение также чистота воды, поэтому кузницы строились на берегах быстрых рек. После закалки по краю глиняной оболочки появлялась неровная линия закалки, очень важная при определении качества клинка. После того как клинок был откован, его шлифовали до зеркального блеска, и полировка продолжалась до 15 дней,  после чего  работа  мастера  считалась законченной.

Клинки, изготовленные японскими мастерами,  считались лучшими за всю историю клинкового производства за их упругость, прочность и остроту. Ширина лезвия обычно была около 3-х см, толщина менялась от полусантиметра со стороны обуха, до толщины волоса и тоньше со стороны лезвия. Лезвие могло быть разной длины, главными его характеристиками были его острота и ровный край, что делало меч исключительно эффективным. На мече обычноделалась канавка для облегчения клинка. Гарда (украшенная орнаментом) круглой формы прикрывала ручку  (рис.)
Ножны изготовлялись из дерева магнолии, покрывались галюша (кожей акулы или ската) либо черным и цветным лаком, а также украшались бронзовыми накладками. В устье ножен часто располагался в небольших специальных гнездах маленький нож («коготана») и игловидный, состоящий из двух частей инструмент «когай», служивший в качестве заколки для высокой прически самураев.

гарда мечаРукоятки этих дополнительных предметов являлись как бы частью украшений ножен и декорировались одинаково с ними. Рукоять сабли и кинжала так же, как и ножны, изготовлялась из магнолиевого дерева и крепились к хвостовику клинка с помощью бамбуковых гвоздиков, торцами выходящих наружу. Рукоять украшалась декоративными металлическими рельефными заклепками - «менука». Рукоять покрывалась галюша либо тканью и обматывалась шелковой тесьмой. Круглая гарда, отделяющая клинок от ручки, называлась «цубой». Первоначально она была простой формы и делалась из грубого железа, постепенно появились цубы самой разнообразной формы, искусно отделанные орнаментом и ставшие необходимой частью художественного убранства придворного меча.

Существуют две главные системы боя на мечах Японии: «Кенджут­су» и «Яйджитсу». Через эти две системы все искусство владения японским мечом можно понять и охватить одним взглядом. Кенджутсу является агрессивным стилем, содержащим семь основных техник, четыре для длинного меча и три для короткого. В кенджутсу мало фехтовальных элементов, большое место уделяется выбору уязвимого участка противника и нанесения решающего удара (или серии ударов), ведущего к летальному исходу. Меч принято держать двумя руками, но существует и техника фехтования двумя мечами (малым и большим) одновременно - так называемое «рето дзуки».

В тех­нику боя мечом входят также и всевозможные техники работы против других видов оружия, таких как другие виды мечей, алебарды, палки, копья и проч. Легендарный Миямото Мусаси ввел в тренировочный процесс деревянный меч «боккен» - точную копию настоящего меча из твердой древесины (рис. ). Впрочем, и такой меч мог привести не только к серьезной травме, но и к смерти при неосторожном ударе. Поскольку тренировки велись в условиях максимально приближенных к схватке, то такие тренировки были опасны, пока знаменитый мастер Оно Тадаки не ввел употребление на тренировках защитных доспехов-шлема, забрала, нагрудника и прочее, а также облегченного бамбукового меча - «синая» (рис.). Синай состоит из перевязанного в нескольких местах пучка бамбуковых полос. Вес этого учебного оружия около полутора кг, а длина - чуть меньше метра. Параллельно с контактными методами тренировки развивалось искусство «кенджутсу ката» - формальных упражнений - объединившее безопасные методы тренировки и отшлифовывавшее движения. В ката использовались настоящие мечи, и мастера демонстрировали высокую технику владения, разрубая на лету стрекозу или перерубая волос.

Существует также мастерство работы с завязанными глазами, в котором используется «внутреннее виденье», единицы могли работать с завязанными глазами будто с развязанными. Постепенно кенджутсу трансформировалось в кен-до, где «до» символизирует «путь», «искусство» и означает окончательный поворот от жестокого прикладного искусства к спортивно-духовному началу. Другой веткой японского искусства фехтования является «яйджитсу» - «искусство мобилизации разума». Это искусство воспитывало навыки мгновенной концентрации при переходе от пассивного, расслабленного состояния к стремительной атаке.

Легенда гласит, что юноша Ходзе Дзинсуке, мечтая отомстить выдающемуся мастеру фехтования, убившему его отца, нашел уникальный путь к победе. Он понимал, что обычный поединок с первым фехтовальщиком Японии равносилен самоубийству. После долгих размышлений он пришел к выводу, что единственной возможностью выполнить задуманное не прибегая к убийству из-за угла, было успеть вынуть меч из ножен и нанести решающий удар до того, как это сделает противник - опередить его на первом этапе, пока он будет извлекать меч из ножен. В течение трех долгих лет оттачивал молодой самурай свое мастерство, единственное движение - обнажение меча, доводя его до немыслимой быстроты. И его расчет оказался правильным - пальцы врага еще только коснулись рукояти меча, а он уже упал, разрубленный быстрым ударом. По сегодняшний день мастера яйджитсу могут разрубить надвое падающую каплю воды и вложить меч в ножны до того, как обе половинки капли коснутся земли. Существует много школ этого направления, но все они объединялись общими требованиями - быстрота, неожиданность, четкость исполнения.

предыдущая | следующая

 

наверх