Фехтование и мечи

Написать нам Карта сайта

А знаете ли вы...
Булат и дамаск
Существует множество легенд о сталях, из которых сделаны клинки древних мечей. Однако как же обстоят дела на самом деле? Оказывается, все очень просто. Булат - вовсе не таинственная суперсталь, а литой металлический композит. При застывании расплава в стальной матрице образуются пронизывающие ее твердые углеродистые волокна. Это придает булатному клинку высокую вязкость, упругость и прочность, и одновременно - твердость и высокую режущую способность лезвия.
Дамаск - тоже композит, только не литой, а полученный методом так называемой кузнечной сварки - то есть многократным переплетением и перековыванием полосок различных по своему составу сталей. В итоге получается клинок с таким же, как у булата, сочетанием противоречивых свойств. Сочетание этих противоречащих друг другу качеств ставило в тупик кузнецов прошлого, привыкших, что сталь бывает либо твердой, но хрупкой, либо вязкой и прочной, но мягкой и не пригодной для заточки. Характерный внешний признак дамаска и булата - волнистый узор на поверхности. Характер узора дает знатоку информацию о качествах клинка и является его неотъемлемой эстетической составляющей.

 

 

Главная | Оружие| Единоборства | Глоссарий | Контакты

Фехтование и мечи

   

Японское клинковое оружие

Японское клинковое оружие традиционно классифицируется по длине клинка и каждый вид имеет свое название:

  • «Нодати»—двуручный меч с клинком длинее 84 см;  
  • «Катана»   (или   «дайто»)— самый   распространенный  вид клинкового оружия, клинок от 61 до 76 см;
  • «Тати»—придворная сабля самурая, имеющая клинок как и у катана, но более пышное декоративное убранство;
  • «Тиисагатана»—придворная сабля, имевшая клинок дли­ной от 46 до 61 см;
  • «Вакидзаси» (или «шото») —являлась парой (дайто) к катана или тати и имела клинок от 40 до 51 см;
  • «Танто»—-боевой нож, часто носившийся вместо вакидзаси и имевший клинок от 28 до 40 см;
  • «Кайкен»—короткий нож с прямым клинком от 8 до 16 см, часто носимый и применяемый женщинами. Это основные типы, внутри которых имеются различные варианты.

катана

Хотя меч и не древнейшее оружие, он занимает центральное место среди оружия Японии. Его правильно было бы назвать «оружием души» военной касты. Отношение к мечу и этика «кен-дзюцу» (впоследствии—«кен-до») составляли неотъемлемую часть кодекса Бусидо, определявшего весь уклад жизни самурая. Меч, наряду с зеркалом и яшмовым ожерельем, входил в число священных символов императорской власти, он был отличительным признаком общественного положения самурая, символом чистоты, лучшим драгоценным подарком.

танто

Танто

Меч преподносили лицам высокого происхождения, храмам по поводу каких-либо торжеств, послам иных государств в знак особого расположения. Ношение меча было строго регламентировано.
При императорском дворе строго соблюдался этикет в отношении формы и украшения ножен и рукоятки, их цвета, орнаментации, количества и места гербовых знаков. Существовало более десяти вариантов - одна сабля носилась только при дворе, другая - только во время военных действий, третья - во время похорон и т. д.

Впрочем, в основе своей, предписания этикета носили прикладной характер. Например, преклонение колена перед вышестоящим по иерархической лестнице самураем, не только означало покорность, но и приводило в положение, из котрого трудно быстро обнажить меч и напасть. Если неизвестный носит более длинный из пары мечей на правом боку (т. е. его нужно достать левой рукой), то он исполнен мирных намерений, если же на левом - это признак агрессии. В дружественном доме более длинный меч снимался вообще и отдавался слуге (в знак добрых намерений), который относил его в соседнюю комнату с соответствующими почестями и клал на деревянную горизонтальную подставку (рис).

Если же визит затягивался или проходил в совершенно дружественной обстановке, то и короткий меч снимался и располагался справа, поблизости от сидящего, при этом рукояти были обращены к владельцу, а клинок в ножнах - к хозяину. Положить меч рукоятью к хозяину значило нанести ему оскорбление, усомнившись в его молниеносности и мастерстве фехтовальщика. Любые движения в сторону меча гостя считались бесчестными и могли вызвать негативную реакцию, попытка же коснуться чужого меча или оттолкнуть его в сторону воспринималось как вызов. Вызовом на поединок служило также бряцанье гардой о ножны, т. е. неполное обнажение и задвигание меча повторенное несколько раз.

Наиболее древние мечи в Японии сделаны из дерева или камня, однако с началом обработки металлической руды в V—VI веке появляются металлические клинки, которые сна­чала имеют много заимствований из Китая. Для улучшения боевых качеств клинков их делают не сплошными, а путем сковки нескольких разнородных железных пластинок. Вплоть до XI века в военом деле применялись мечи с обоюдоострыми прямыми клинками. Однако постепенно клинок эволюционировал. Около 710 г. сформировался стиль меча с заточкой лезвия с одной стороны и ручкой для захвата двумя руками. Амакуни, первый японский фехтовальщик ставший человеком-легендой, осознал, что прямой меч недостаточно гибок и прочен и ввел меч с изогнутым лезвием. Этот меч стал популярен, когда в междуусобных войнах стала сказываться сила кавалерийских атак.

Меч с кривым, так называемым, «сабельным» лезвием оказался более удобным как для рубящих ударов с коня, так и для защиты от нападения сверху (пешего от конника). К XII веку японский меч принял свою классическую форму, просуществовавшую без изменений до XIX в. За самураями закрепилось   наследственное право ношения двух мечей в паре—«о-дачи» (длинный меч) и «ко-дачи» (ко­роткий меч).

пара мечей

следующая

 

наверх